2015 №2

Тема номера:
Наследие выдающихся мастеров прошлого и великих эпох в развитии сценического искусства и попытка обозначить степень их влияния на современные театральные практики – вот то, что объединяет большую часть материалов номера. В этом выпуске журнал откликается на 100-летие Г. А. Товстоногова – одной из наиболее важных дат с точки зрения осознания современным театром своей предыстории и возможных путей развития в будущем. В материалах, приуроченных к юбилею, исследованы основные этапы деятельности великого режиссера, особенности его мировоззрения, эволюция художественных и общественных взглядов. Отдельный блок статей связан с обращением современной российской сцены к античному наследию. Рубрика «В ловушке времени» раскрывает специфику бытования произведений Еврипида и Аристофана на подмостках XXI в., описывает комплекс проблем и задач, возникающих в данном случае перед практиками театрами. С этими материалами впрямую перекликается подробное исследование в области древнегреческого театра, раскрывающее проблему «хора и героя» в поздних трагедиях Эсхила. В рубрике «Книжная полка» представлены сборники «Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века»: собранные вместе разделы альманаха дают крайне важное ощущение общего театрального и исторического пространства, смена ракурсов дает необходимый объем историческим фигурам и событиям. К этому разделу примыкают статьи, посвященные работе В. Мейерхольда в Александринском театре, а также театрально-эстетическим идеям ОПОЯЗа и авангардной режиссуре начала ХХ века.

Авторы
Аннотации

Pro memoria

«В поисках утраченного…»

Елена Горфункель. В поисках утраченного. (Г.А. Товстоногову было бы 100 лет…)

Театральная старина

Надежда Ефремова. Первый спектакль «школьного» театра Славяно-греко-латинской академии, 1701 г.

Антонина Лебедева-Емелина. Придворный бал как зеркало культурно-политических процессов эпохи

Лермонтовский узел

Александра Тучинская. «Романтики» Д. Мережковского в постановке Вс. Мейерхольда. Александринский театр

На сломе веков

Карина Венгерова. Театрально-эстетические идеи ОПОЯЗа и авангардная режиссура 1920-х гг.

Из опыта Камерного театра

Елена Струтинская. А. Таиров и В. Рындин. В поисках стиля эпохи

Вадим Щербаков. Магия трюка. О поэтике каприччио Камерного театра «Принцесса Брамбилла»

Античный след

Галина Жерновая. Хор и герой как проблема характера в поздних трагедиях Эсхила. «Хоэфоры»

Хореография

Андрей Галкин. Классический танец на Петербургской сцене в 1890-х – начале 1900-х гг.: техника и эстетика

Люди, годы, жизнь

Анатолий Адоскин. «Дорогой, многоуважаемый шкап!..»