2013 №1

Тема номера:
Тема номера может быть сформулирована как попытка определения, возможно, центрального вопроса современной науки о театре, равно как и театральной критики: что такое сегодня «театр как таковой», каковы его цели и задачи в свете вызовов, предъявляемых особенностями сегодняшнего социокультурного процесса? В рубрике «Новый театр, старая сцена» и практики и теоретики пытаются размышлять о будущем отечественного сценического искусства в свете предстоящих его реформ, а в рубрике «В спорах о репертуарном театре» представлена широкая палитра мнений российских и зарубежных специалистов о том, какие театра имеют право именоваться «репертуарными», как сегодняшнее бытование термина соотносится с его историческим пониманием, о том, как устроены европейские репертуарные театры (особенно подробно рассматривается вопрос того, что они заимствовали у российской модели, а в чем отклонились от нее). Существенное место в корпусе статей журнала занимают материалы, посвященные жизни театров российской провинции. Из множества проблем выделена проблема зрителя: разные варианты взаимоотношений театров и аудитории рассмотрена на примерах Норильска, Краснодара, Хабаровска, Челябинска. В рубрике «Дневник театра» представлены спектакли – лидеры театрального процесса: постановки Р. Туминаса, Ю. Бутусова, А. Бородина и др. Проблема современной драматургии, ее основных течений проанализирована на материале пьес Николая Коляды и Людмилы Петрушевской.

Авторы
Аннотации

Pro настоящее

«Внутри системы». К 150-летию К.С. Станиславского

Елена Горфункель. Источник вдохновения, методология у Товстоногова

Новый театр, старая сцена

Клим. Театр и реформы

Марина Заболотняя. Поговорим о странностях любви

Елена Горфункель. Петрушевцы и колядовщина

Ирина Лычагина. Театр: услуга или служение?

Людмила Бакши. Эпоха перемен. Мысли по поводу

В спорах о репертуарном театре

Вадим Щербаков. Взгляд на обсуждаемую проблему и нечто историческое по этому поводу

Валерий Фокин, Александр Чепуров, Иосиф Райхельгауз, Владимир Рецептер, Николай Коляда. Марина Заболотняя. Реплики с места

Ольга Федянина. Организационные формы и структура современного немецкого театра

Алексей Бартошевич. Как это делается в Британии

Беатрис Пиккон-Валлен. Вы говорите – устарели?

Театральная провинция

Александр А. Вислов. Периферийное устройство-2

Владимир Спешков. Больше и меньше, чем театр

Валентина Федорова. Назад к Островскому. На спектаклях Х фестиваля «Островский в Доме Островского»

Книжная лавка

Илья Смирнов. Те же – и герой

Марина Токарева. «Ругаться может каждый дурак…»

Дневник театра

Вера Максимова. Большой спектакль

Вадим Щербаков. Крик и шепот вопрошания

Элла Михалева. «Идеальный муж» в формате соцсети

Наталия Каминская. Женское лицо трагедии. «Участь Электры» Юджина О’Нила в РАМТе

Николай Песочинский. «Макбет» и Юрий Бутусов: постдраматическое кино

Вера Сенькина. В поисках настоящего времени

Марина Токарева. Генацид в Больших Ущерах

Вера Сенькина. Смерть как кунштюк

Лица

Эдуард Кочергин. Кто ты такой, Борис Равенских?

Марина Дмитревская. Формирование художественного мира Резо Габриадзе

Марина Токарева. Фоменко

Вокруг Пушкина

Марина Тимашева. Пушкин – Всё, даже если не наше

Наталья Скороход. «Пиковая дама»: театральные блуждания в поисках жанра