2015 №1

Тема номера:
Живой и непрерывный диалог между историей и современностью, являющийся одной из главных особенностей театрального процесса, как такового, и лежащий в основе самого методологического принципа, который журнал «Вопросы театра» ставит во главу угла, может быть назван смыслообразующим для данного номера. Одна из центральных его тем связана с судьбой некогда запрещенных к постановке на отечественной сцене пьес, и тому интересу, который проявили к ним целый ряд крупных московских театров, одномоментно включивших их в свой репертуар в прошедшем сезоне. Целый ряд материалов посвящен московскому Камерному театру, 100-летие со дня основание которого отмечалось в минувшем году: наряду с архивными материалами, раскрывающими ранее неизвестные страницы жизни и деятельности А. Я. Таирова и А.Г. Коонен, журнал публикует современные исследования, касающиеся столь важных для этого легендарного коллектива вопросов поиска стиля эпохи и отдельным спектаклям театра. Попыткам определить сценический стиль уже нашего времени посвящена традиционная рубрике «Театральный дневник», включающая в себя рецензии на 20 спектаклей столичных театров (как академических, с богатой историей, так и относительно недавно возникших), во многом определяющих лицо театрального процесса и его ярко выраженное жанровое и стилевое разнообразие. Тему переклички эпох и развития традиций продолжают портрет-исследование, анализирующее «поздние годы» в творчестве Питера Брука - одной из, безусловно, ключевых для современной сцены фигур, а также ряд материалов связано с современным состоянием дел в Государственном Малом театре: анализ двух недавних премьер продолжен в статье, посвященной художественному руководителю коллектива Ю. М. Соломину, предлагающей новый взгляд на современный этап в истории прославленной московской сцены.

Авторы
Аннотации

Pro настоящее

Памяти Т.А. Шах-Азизовой

«Уходят наши...»

Судьба запретных пьес. Возвращения

Вадим Щербаков. Страдания юного Подсекальникова

Марина Тимашева. «Я хочу быть, всего лишь…»

Вадим Щербаков. Тараканьи бега вокруг железного занавеса

Марина Тимашева. «Эмиграция, или сон наяву»

Дмитрий Трубочкин. «Живописный плащ, прикрывший наготу современности»

Марина Тимашева. Старомодная комедия

Театральный дневник

Марина Тимашева. Мозаика сцены-3

Елена Горфункель. Курсив

Александр Колесников. Почему вы такие?

Нина Шалимова. Об актерах, режиссерах и политиках

Новый театр, старая сцена

Элла Михалева. Два Брехта московской сцены

Наталья Скороход. Повествовательное и иллюзорное. Анализ постдрамы: Часть II.

Илья Смирнов. Кардиология от Гришковца

В ловушке времени

Дмитрий Трубочкин. Аристофан в эпоху глобального туризма

Дмитрий Трубочкин. Режиссер Терзопулос в Электротеатре

Проба пера

Варвара Ивлиева. Лев Додин. Театр, которого нет

Юбиляры

Алексей Бартошевич. Питер Брук. Поздние годы

Нина Шалимова. Юрий Соломин: искусство быть собой

Книжная полка

Ольга Егошина. «Извлечь из тьмы небытия и реставрировать в деталях…»

Екатерина Белова, Андрей Галкин. Страницы памяти

Любовь Овэс. Сценографическая летопись

Театральное пограничье

Даниил Смолев. «Догма-95». Видео как эстетика нового кинореализма